swolhangcheng

12.09
14:13

«Она пела, как никто на свете...»


Один из самых популярных писателей мира (мало кто из активно пишущих современников переведён на 34 языка планеты) известен ещё и как обладатель внушительнейшей коллекции джазовых пластинок (более 40 000 штук!). Заметьте, не компакт-дисков, а винилов. Кроме того, сам Мураками утверждает, что до сих пор предпочитает винил, с его волшебством, связанным с опусканием иглы на черную поверхность, лёгким поскрипыванием на первых секундах воспроизведения. Да и слушать музыку писатель предпочитает через колонки, которым четверть века. Кстати, на что сразу же обращаешь внимание: в книгах Мураками всегда много музыки. Эта музыка, преимущественно 50-70-х годов создает оригинальную звуковую дорожку к романам писателя. А принесший Мураками славу роман «Норвежский лес» назван по одной из песен «Битлз». Так что Мураками написать книгу о музыке был просто обязан. Он и написал. О джазе. С одной стороны, джаз сопровождал писателя в молодые годы, когда Мураками был завсегдатаем многих токийских джаз-баров, а потом и сам сделался владельцем одного из таких заведений. А с другой, сейчас, спустя полвека после «золотой эпохи джаза» — вдруг становится ясно, что эта музыка не утратила актуальности и свежести. И записи 1959 года трио Билла Эванса не кажутся архаичными, а тенор-саксофон Стэна Гетца также свеж, эротичен и прекрасен, как в 1963-м. Старый джаз, который возмущал общественность в прошлом – сегодня приобрел вкус и ценность элитного коньяка… Что такое «Джазовые портреты»? Это сборник из 55 эссе о пластинках и самых известных джазовых исполнителях XX века. Это совсем не энциклопедия. Основной, специфический вкус «Джазовых портретов» – характерная авторская интонация. Мураками не заботится подробной фактической стороной дела, но передаёт внутреннее состояние, эмоции, рисует ситуации, при которых та или иная музыка была услышана. Писатель заражает своим видением, пониманием музыки. «Джазовые портреты» — книга не документальных очерков, а очень личных впечатлений. Это книга о том, как музыка помогает переживать одиночество и надеяться, ждать и любить. Просто жить. Сам Мураками о «Джазовых портретах» высказался так: «Я просто с удовольствием слушал музыку и с удовольствием писал о ней. А если все пройдет гладко и кто-то, как и я, почувствует себя в теплом гнездышке — это будет для меня самая большая радость». Книгу сопровождают иллюстрации японского художника Макото Вада. Портреты, напоминающие стиль обложек грампластинок середины прошлого века, дополняют книгу, как бы погружая читателя в те время, когда звучала эта музыка. Что ещё сказать? У серьёзных меломанов эта книга должна быть в обязательном порядке. А те, для кого джаз – всего лишь слово, может быть, после прочтения станут искать записи Джанго Рейнхарда и Телониуса Монка, Лестера Янга и Чета Бейкера, Билли Холидей и Сонни Роллинза. И я даже немного завидую – сколько открытий впереди…
«Она пела, как никто на свете...»


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки